Опыт Берлина для Одессы: музей-магазин раритетных игрушек
На одной из улиц Берлина, Коринерштрассе, — настоящее детское счастье. Здесь раскинулся магазин «Мастерская детских игрушек дяди Филиппа» и музей игрушек Восточной Германии Ханса и Филиппа. Игрушки веселой гурьбой разместились и на улице: разноцветные мячи, велосипеды, пони, но основное сокровище — сотни раритетных детских друзей разместились внутри. У входа — табличка: «Осторожно, игрушки живые».
И в это трудно не поверить здесь, где огромные самолеты лениво вращают пропеллеру под потолками. Деревянные и текстильные клоуны упражняются в широте улыбки с плюшевыми мишками, зайцами, птицами и куклами всех размеров и цветов.
Крохотная мебель для еще более крохотных обитателей- резные стулья образца XIX-го века, диванчики и стеллажи 50-летней давности. Целые театры пальчиковых и ручных персонажей: клоун, мишка, барышня, зайка и даже пингвин.
Стеллажи миниатюрных супер-героев, солдат, индейцев, автомобилей, тракторов и поездов. Интересно, что многие игрушки попадают в магазинчик поломанными.
И здесь им дают шанс на вторую жизнь: аккуратно чинят, подкрашивают. И отправляют в музей или же на продажу.
Пожалуй, такому широкому выбору старинных игрушек может позавидовать любой флюмаркет (блошинный рынок, традиционное для Западной Европы явление, напоминает одесскую Староконку в выходные).
Но, пожалуй, самые раритетные чудеса скрываются под землей. Здесь, в небольшом подвале ребята создали Музей Игрушек Восточной Германии. Здесь собраны куклы, животные, целые квартиры, автомобили, вертолеты, железная дорога из 70-х и 80-х.
По словам Ханса, самой старшая игрушка из коллекции была создана в 60-х годах прошлого века. Вход в музей расположен в прямо смысле слова под прилавком.
После просьбы показать музей, Ханс заговорщически улыбается, подходит к одному из прилавков, отодвигает огромный барабан и нажимает на потайную кнопку. Под прилавком открывается крохотная дверь. Из-за нее любопытно выглядывают старинные коробки из-под игр.
Кажется, в такую «нору» может пролезть только ребенок, или гном. Но уже манит узенькая, словно из сказки, винтовая лестница. Такое ощущение, что теперь ты — Алиса Льюиса Кэролла, и тебе предстоит «падать и падать».
Но нет, в ход свободно пролазят взрослые и весьма упитанной комплекции. Правда, максимум — по два человека. В это погружение Ханс выдает с собой специальный пульт. Оказывается, игрушки в музее не только реставрируют, но и собирают в подвижные экспозиции.
Так, этаж крутится, открывая взгляду крохотные меблированные комнаты, обставленные по моде того времени. Паровоз начинает кружиться по рельсам. Но самое приятное — это прижать к себе огромную куклу, хлопающую пластиковыми ресницами, словно вернувшуюся к тебе из раннего детства.
Здесь можно увидеть огромных кукол, так хорошо знакомых тем, кто вырос в СССР. Балалайки, гусли и даже деревянный велосипед.
Создатели музея умудрились разместить на небольшой территории целый пласт истории детства. Впрочем, несмотря на заявленное название, здесь вполне себе мирно соседствуют сказочные персонажи, и Западной, и Восточной Германии. Так милый и чудаковатый Песочный Человек, желавший «Спокойной ночи, малыши» детям по Западную сторону Берлинской стены, спокойно улыбается неподалеку от весьма эксцентричного на вид чернокожего персонажа в желтом — Питтиплатча, который желал сладких снов на Восточной стороне Германии.
Ханс настолько вдохновлен игрушками, что даже создал специальный сайт, где делится фотографиями любимцев, которых он восстановил.
Впрочем, главный вопрос, который решает Ханс, можно ли заниматься детскими игрушками и при этом оставаться мужчиной.
В этом магазине действует специальная система для детей. Ребенок может принести игрушку, которая в хорошем состоянии, но уже не радует его и взять вместо нее другую. «Дети сами выбирают, торгуются. Мы учим их относиться бережно к своим вещам», — говорит Ханс Хекель.
Впрочем, все-таки чаще всего игрушки здесь меняют на обычные евро. Но и тут у Ханса своя теория. «Деньги – это энергия, — говорит он покупательнице милого плюшевого зайца родом из 80-х. – Видишь, с этой стороны нарисован мост. Вот этой стороной и надо купюру передавать. Так ты налаживаешь связи, строишь мост для чего-то нового».
Впрочем, интерес к старинным игрушкам не только у Ханса. Клеменс Дойчман держит свою лавочку со старыми игрушками в другом районе Берлина. Этой лавочке — уже больше 20 лет, и сейчас он управляет ею вместе с дочерью.
Здесь — настоящий клад игрушек с историями. Милые деревянные коты-конструкторы, разбирающиеся яркие паровозики, огромная марионетка Пинокио.
Но основная гордость — это тот самый персонаж, что желал «спокойной ночи, малыши» с голубых экранах на территории ГДР Питтиплатч. Клеменс неравнодушен к нему еще с тех самых пор, как сам играл в деревянные игрушки.
Фото и текст: Оксана Маслова.
Ранее мы писали:
Опыт Берлина для Одессы: как стрит-арт преображает город
Опыт Берлина для Одессы: музеи для детей
Опыт Берлина для Одессы: как превратить пустырь в популярный сад
Опыт Берлина для Одессы: акции протеста с музыкой, кино и танцами