Поиски точки наивысшего наслаждения страны

Всегда интересно наблюдать за тем, как одно произведение инспирирует другое и как взаимодействуют при этом авторские идеи и смыслы. В этом контексте любопытен танцевальный перформанс-презентация книги политтехнолога Алены Сибиряковой «Украина. Точка G»результат, пожалуй, одной из самых нестандартных творческих коллабораций. Режиссером постановки выступила хореограф Марина Лымарь, художественный руководитель театра современного танца «УвіМкнені». Кроме того, в перформанс «вплетен» показ одежды известного дизайнера Федора Возианова, имя которого неоднократно упоминается в романе. Среди любопытных одесских зрителей, наблюдавших за поисками точки наивысшего наслаждения страны, были и корреспонденты «Культурометра».

Писать о перформансе, созданном по мотивам книги, которую не читал, — задача неблагодарная. Судить о книге решительно невозможно. Рассматривать перформанс как самостоятельное произведение затруднительно. И тут на помощь приходит сама автор романа «Украина. Точка G» Алена Сибирякова — единственная в Украине женщина-политтехнолог, за плечами у которой Киевский университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, работа журналистом и 14 лет в политике. Весь этот творческий и профессиональный багаж ощущается в первые же минуты: эта женщина  умеет доносить свои идеи. 10 минут беседы — и все уже готовы к восприятию. Главное теперь — отличить два авторских «я».

Сибирякова, которая по роду деятельности не просто находится внутри политических процессов, а нередко и «запускает» их, изначально хотела написать книгу политических баек. С реальными историями, но вымышленными именами. Байки не дотянули до книги по объему. Тогда у автора родился фантастический сюжет, суть которого такова: в руки главной героини, политтехнолога (угадайте, кто прототип), попадает секретная разработка, флешка G, некий аналог Интернета, который способен перераспределить сферы влияния в мире. За новым сверхоружием начинают охотиться ведущие державы. Тут вам и детектив, и дневник путешественника, и даже гастрономические заметки. А в центре всего этого коктейля — осмысление современной Украины как таковой. По мнению Алены Сибиряковой, «точка G» Украины — это игра, которую ведут наши политики.

«Украина — очень телесна. Здесь не привыкли, как, к примеру, в соседней России, думать, рассуждать: все воспринимается эмоциями, на ощупь,— считает политтехнолог и продолжает: — Я ставлю под сомнение наличие реальной политики в Украине, у нас она виртуальная, это просто игра».

Украинские политики «играют» как раз на эмоциональности граждан, не зря ведь ток-шоу Шустера, Куликова и Киселева воспринимаются у нас практически как мыльные оперы: в них есть герои и антигерои, сюжет и все остальные необходимые для сопереживания элементы.

Сибирякова не видит в этом никакой трагедии, просто предлагает воспринимать нерациональность Украины как факт. Не могу сказать, убедительно ли «проступает» эта идея в самом романе «Украина. Точка G». Из общения с автором понятно лишь, что главные герои книги — это представители политического истеблишмента и шоу-бизнеса (и, кстати, никто из прототипов против публикации романа не возражал, настолько, видимо, сильна их любовь к мистификациям).

Иначе восприняла роман режиссер-постановщик перформанса Марина Лымарь. «Для меня это книга не о политиках, а об универсальных ценностях», — говорит хореограф.

хореограф Марина Лымарь

Используя заявленную Сибиряковой идею игры, Лымарь преподнесла роман как взаимоотношения чувственной женщины и рационального мужчины. Впрочем, за ними угадываются образ Украины и неких внутренних сил, пытающихся отрезвить и по уму организовать жизнь страны и себя как неотъемлемой ее части (мне здесь представляются сограждане, умеющие отличать черное от белого; все мы знаем, что они есть — например, в Фейсбуке (смайл), без упоминания которого какой же современный перформанс обходится?).

Диалог этот непростой, ведется он в начале под музыку «Океана Эльзы» («…просто мені так хочеться бути, там де й ти»), затем — под драматическое танго, которое почти всегда — противостояние мужчины и женщины, являющихся тем не менее единым целым. А образу танцующей эмоциональной полнокровной украинки (спасибо современному танцу за жизнь-как-она-есть) противопоставлен образ худенькой девушки, демонстрирующей одежду. Модели находятся в одной системе координат все с тем же истеблишментом. С каменным лицом, они идут в ногу и играют отведенную им роль. Но эта отстраненность не характерна для Украины, и под конец действа участники перформанса переставляют барышень, как шахматные фигуры.

политтехнолог и писательница Алена СибиряковаКонечно, чувственность и нерациональность Украины играет на руку политтехнологу, работа которого строится на умении манипулировать другими людьми, ведь  рефлексирующей нацией манипулировать труднее. Фиксируя это состояние страны, автор книги «Украина. Точка G» не предлагает выхода. «Ни о какой гармонии мы сегодня говорить не можем — она [Украина] по определению всегда была зависимой, манипулируемой, ей неизвестна самостоятельность», — сказала Алена Сибирякова в одном из интервью. Мне ближе позиция Марины Лымарь, которая заканчивает перформанс песней «Вільний» все того же Вакарчука («…але я вільний, бо живий»). Эта финальная точка оставляет хоть маленькую надежду на то, что здравомыслящие люди живут не только в фейсбуках. И что они начнут ходить на избирательные участки.

Лариса КУЗОРА

Фото и видео Николай ВДОВЕНКО

Добавить комментарий

   
 

Анонсы событий




2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56