Неизвестные шедевры из фонда Художественного музея
Украинский художник Александр Ройтбурд после того, как занял место директора Одесского художественного музея, решил на своей личной странице в Фейсбук поделиться фотографиями картин, которые хранились долгое время в запасниках ОХМ. Как отмечают его постоянные подписчики, профиль в соцсети превратился в мини-виртуальный музей, и все, кто не мог пойти и увидеть картины столетней давности, теперь делают это, не отходя от компьютера.
Итак, первая картина из запасников ОХМ — Алессандро Риццони «В Ватикане». Как пишет Ройтбурд, Алессандро – одно из самых странных имен в коллекции: «Риццони — итальянец, рижанин, российский академик. Автор антисемитской картины «ж-ы (слово за которое банят)-контрабандисты» (сегодня в Государственном русском музее, Петербург) и умильно-юдофильского «еврея-скрипача».
Принимал активное участие в формировании коллекции Третьякова. После того, как мирискуснический критик нурок в 1901 году назвал его самым худшим из всех современных художников, бедняга покончил с собой на исторической родине, в Риме, в 1902 году», — пишет директор.
Картина «Пастушок» 1863 года Василия Перова. «Художника Перова нельзя было представлять идиллически-салонной работой. Он был назначен певцом тяжелой народной доли. «Тройка», «Проводы покойника», «Приезд Станового на следствие»… Таковы названия работ художника.
А вот – простая картина Ивана Труша из запасников «Сфинкс». Иван — известный живописец-импрессионист, мастер пейзажа и портретист. Труш был человеком искусства до мозга костей, рисовал картины, ваял скульптуры, увлекался фотографией, много читал и путешествовал. Его постоянными спутниками были фотоаппарат и раскладной стульчик для рисования.
Четвертая картина из запасников ОХМ – художника Ильи Репина, называется «Арабы в пустыне», 1870 г. «Хотя умные люди говорят, шо это другой семитский народ», — пишет Ройтбурд.
«Две жертвы Тиберия» 1883 года Людвига Веселовского.
«Юность» 1967 года Юрия Егорова. «Имя Егорова, а тем более творчество, к сожалению, не очень известны киевлянам. А он был самым значимым художником Одессы второй половины ХХ века, живописцем мирового класса. Для одесской школы он был тем же, чем Яблонская для киевской. Понять одесскую школу без Егорова нельзя. Ни официальное искусства того времени, ни одесский нонконформизм, ни Хруща. Ни Ястреб, ни Фрейдина, ни Басанца, ни Дульфана, ни Шопина, ни Ануфриева-старшего, ни, кстати, Сергея Ануфриева. Ни многих других, в том числе, Ройтбурда)))) Я называл Егорова богом одесской живлописи», — отметил в своем посте Александр Ройтбурд.
«Екатерина Филюк когда-то выставила егоровские работы вместе с моими в галерее Дымчука на Подоле. Сегодня дела не позволяют мне приехать в Киев, и я завидую тем, кто сможет сегодня оказаться в Нацмузее на Грушевского» — сообщает он.
И в продолжении темы Юрия Егорова. 1918 год, и вторая – лето, 1967 г. «Я когда-то сказал Татьяне Басанец: как же Егоров мог написать такую советскую картину? она ответила: вы что, не понимаете? это же грядущий хам!»
Павел Нитше. «К идеалу». 1914.
И, наконец, «Мальчик с птичкой» неизвестного художника XVIII века.
Конечно, виртуальное посещение музея – это хорошо, но еще лучше, когда соприкасаешься с искусством лично. Приходите в музей и удивляйтесь.