В Художественном музее открывают свой главный выставочный проект 2020-го года

Сегодня, 25-го мая — второе открытие главного выставочного проекта Одесского художественного музея в этом году. На втором этаже откроется экспозиция «Суровые и стильные». Этот проект — продолжение выставки «Эксгумация» (2018-2019), которая познакомила зрителя с искусством соцреализма из собрания Одесского художественного.

В первый раз проект презентовали 13-го марта, он был доступен посетителям только один день, из-за карантина в связи с пандемией коронавируса.

«Эксгумация» завершалась своего рода выходом из соцреализма в «искусство оттепели», с его отказом от идеологических и эстетических догм сталинской эпохи. На смену им пришло так называемое «мелкотемье», реабилитация обычного и повседневного, дегероизация персонажа, который перестает быть носителем коллективного героизма и раскрывается через личные переживания. «Искусство оттепели» противопоставляет образ «строителя идеального мира» праву человека на личное счастье, которое в сталинскую эпоху считалось «мещанством». Оно стало переходным эпизодом от сталинского соцреализма к «суровому стилю» (термин Александра Каменского), который стал доминирующим трендом в советском искусстве 1960-х годов.

Выставка прослеживает развитие «сурового стиля» — с 1956 года с момента развенчания культа личности Сталина, к середине 70-х, застойного брежневского времени. В 70-х годах уже нет общего советского украинского искусства — существует много его отдельных течений. И нонконформизм, возникший в эти годы, — это или выход из «сурового стиля», или его следствие. Поэтому прежде чем говорить о современности, мы должны показать, что буквально стояло перед этой современностью.

Картина Яблонской

Новое поколение художников «суровостильцев» пыталось по-новому осознать действительность. Соцреализм официально был объявлен «не стилем, однако методом», что открывало простор для поисков в области художественных навыков и возвращение к прерванным традициям модернизма и авангарда — как отечественного, так и зарубежного.

Новое движение представлено на выставке поздними работами основателей «сурового стиля»: Виктора Иванова, Петра Осовского, Николая Андронова и близкими к ним, однако тем, кто двигался своим путем, Андрея Мыльникова, Дмитрия Жилинского, Анатолия Никич.

Украинский «суровый стиль» на выставке представлен работами Татьяны Яблонской с ее фольклорными мотивами, в работе Михаила Антончика «Мои учителя Елева и Петрицкий», что декларирует преемственность по отношению к опыту украинского авангарда и бойчукизма.

Картина Татьяны Яблонской

Более половины представленных на выставке имен — это мастера одесской живописи. В отличие от большей части московских «суровостильцев», о которых можно сказать «художники без Рая», одесситы искали и находили свой локальный Рай во впечатлениях детства и эмоциях юных лет, в мазке и цвете, а главное — в ослепительно сверкающем море. Они сделали попытку нового прочтения колористического и поэтического наследия Юго-русской школы, а также опыта одесских «Независимых», о которых тогда знали очень мало. Ярче всех эти тенденции проявились в творчестве представленных на выставке Александра Ацманчука, Юрия Егорова, Вячеслава Токарева, Владимира Власова, Алексея Попова, Михаила Тодорова, а также их непосредственных подражателей — Святослава Божия, Ореста Слешинского, Адольфа Лозы и других. Именно для одесских художников 60-х мы предлагаем новое определение — «суровые и стильные», подчеркивая их общность и различие с мейнстримом того времени.

 

Читайте новости Культурометра в Telegram, Instagram и Facebook.

   
 
 
 
 

Самые популярные новости за неделю

 
 
 

Анонсы событий

2016-01-10-56
2016-01-10-56
2016-01-10-56